№ | Словосочетание | Минимальный контекст | Значение «Реальное» | Значение «Реальнейшее» |
---|
1 | Дафна священная | и Дафною священной / Чело возвышенных прозрений обвила ("La Stanza della Disputa" КЗ) | Прямое | Способность искусства к постижению божественных истин.
Парадигмы «лавр → вдохновение»; «лавр → высшее познание, прозрение»
|
2 | Ища лавра | Прекрасный ученик, / Ища по свету лавра, / Пришел в вертеп кентавра / И в песни старца вник ("Поэту" СА) | Прямое | Художественное мастерство, истинное искусство, творческий идеал.
Парадигма «лавр → истинное искусство»
|
3 | лавр венцов | И вспомнят племена умолкнувших певцов, / И ждет нас поздний лавр признательных венцов ("Сновидение Фараона") | Прямое | Совершенная, духовно-мистическая (солнечная) форма искусства.
Парадигма «лавр → совершенное искусство»
|
4 | Лавр ждет | И вспомнят племена умолкнувших певцов, / И ждет нас поздний лавр признательных венцов ("Сновидение Фараона" СА). | Прямое | Совершенная, духовно-мистическая (солнечная) форма искусства.
Парадигма «лавр → совершенное искусство»
|
5 | Лавр певца | Сердца Избраннику дара стыдливого вестница, Роза, / Лиру под лавром певца, крест над могилой обвей ("Ultima cera"). | Прямое | Поминальное искусство; парадигма «лавр → искусство» |
6 | лавр последний | | | |
7 | лавр пророческий и славный | И твой безумный плющ и ужас твой лавровый / Улыбкой озарив Авроры пурпуровой, / Венчальный пламенник вознесшему в ночи // В листву священную вплетают три Хариты, – / За то что недр земных ты пел земле лучи, – / Божественный цветок престольной Афродиты ("Поэт" СА). | Прямое | Аполлонийское созерцание высших реальностей, бытийной Тайны, составляющее существо творческого процесса и предшествующее созданию художественного произведения
Парадигма «лавр → мистическое творческое созерцание»
|
8 | лавр шумит | | | |
9 | Лес лавровый | Возноситесь вы гордой головой, / О гимны, в свет, сквозя над мглой багровой / Синеющих долин, как лес лавровый, / Изваянный на тверди огневой! ("Поэту", III СА) | Парадигма «лавры → гимны (поэтические произведения)» | Идеальная форма художественного произведения, утверждающая торжество Жизни над Смертью.
Парадигма «лавр → идеал искусства»
|
10 | Лес лавровый 2 | В лес лавровый холодная тюрьма / Преобразилась Музы нисхожденьем; / Он зыблется меж явью и виденьем, / И в нем стоит небесная сама ("Зимние сонеты", IV СВ) | Морозные узоры на стекле; парадигма «морозные узоры → лавровые листья» | Арена мистической встречи человека с божественным миром.
Парадигма «лавровый лес → место мистической встречи»
|
11 | поздний лавр | И вспомнят племена умолкнувших певцов, / И ждет нас поздний лавр признательных венцов ("Сновидение Фараона" СА) | Прямое | Совершенная, духовно-мистическая (солнечная) форма искусства.
Парадигма «лавр → совершенное искусство»
|
12 | ужас лавровый | И твой безумный плющ и ужас твой лавровый / Улыбкой озарив Авроры пурпуровой, / Венчальный пламенник вознесшему в ночи // В листву священную вплетают три Хариты, – / За то что недр земных ты пел земле лучи, – / Божественный цветок престольной Афродиты ("Поэт" СА) | Прямое | Аполлонийское созерцание высших реальностей, бытийной Тайны, составляющее существо творческого процесса и предшествующее созданию художественного произведения.
Парадигма «лавр → мистическое творческое созерцание»
|
13 | шептанье лавров | Кто скажет: побежден иль победитель, / По ком, – немея кладбищем чудес, – / Шептаньем лавров плачет Муз обитель ("Памяти Скрябина", I) | Прямое | Плач по усопшему, скорбное, поминальное искусство; парадигма «лавр → искусство», «лавр → плач» |
14 | шепчет лавр | | | |